Характеристика детей с нарушением слуха

Характеристика детей с нарушениями слуха

Дети с нарушениями слуха часто имеют эмоциональные и поведенческие расстройства, которые формируются как вторичные дефекты вследствие первичного дефекта и сенсорной и социальной депривации. Нарушения слуха, затрудняя ориентацию в окружающем мире, создают предпосылки к задержкам психического и речевого развития: чем раньше и тяжелее нарушен слух, тем более выражено будет отставание в развитии, еще более усугубляя трудности социальной адаптации.

У глухих детей существенно ограниченные возможности овладения речью оказывают негативное влияние на развитие эмоциональноволевой сферы и познавательных процессов, задерживают формирование характера. В подростковом возрасте часто возникают реакции, являющиеся результатом переживаний по поводу своего дефекта: ипохондрические жалобы, завышенная самооценка, инфантилизм, повышенная внушаемость или замкнутость, неуверенность, негативизм, ранимость. Позднооглохшие дети имеют преимущества в психическом развитии по сравнению с глухими. У слабослышащих отмечается отклонение от нормы развития психики, что в результате может привести к деформации личности.

4. Уровень развитие интеллекта. Группа детей с нарушениями слуха неоднородна: дети с нормальным интеллектом, дети с вторичной ЗПР, дети с УО. Сохранность интеллекта и уровень психического развития связаны со степенью тяжести слухового дефекта и временем начала коррекционной работы.

Невербальные функции интеллекта, как правило, развиваются в срок. Недоразвитие всех компонентов речи (словаря, звукопроизно- шения, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления. Конкретно-образное преобладает над словесно-логическим мышлением. Недостатки наглядного мышления преодолеваются в процессе овладения словарем. При условии своевременной коррекционной работы интеллектуальное развитие в дальнейшем приходит к состоянию нормы. У глухих детей компенсация основана на формировании словесной речи и речевого мышления (устную речь глухие дети воспринимают с помощью зрения (чтение с губ): под влиянием обучения их мышление становится подвижным, критичным и самостоятельным. Слабослышащие дети из-за неуспеваемости в массовой школе и недостатков речи могут быть ошибочно приняты за умственно отсталых или детей, с недостатками речи. Во избежание подобных ошибок необходимо тщательно исследовать слух у детей (учитывая, что о наличии слуховых нарушений, при исключении зрительного восприятия речи, свидетельствует восприятие шепота на расстоянии менее трех метров, а при нормальном слухе ребенок должен с расстояния шести или семи метров слышать и повторять сказанные слова и фразы).

  • 5. Уровень развития речи. Внимание. Основной проблемой при нарушениях слуха являются расстройства речи: 1) замедлен темп формирования речи; 2) выражено недоразвитие звуко-буквенного анализа, что приводит к нарушению фонетической стороны речи, 3) бедный словарный запас и ассоциативные связи; 4) слова долго не используются как средства общения. Чтение и письмо имеют большее значение по сравнению с устной речью для интеллектуального и психического развития. Внимание соответствует норме.
  • 6. Восприятие. Память. Затруднено формирование расчлененного и обобщенного восприятия. Память близка норме, но у глухих замедлено развитие словесной памяти.
  • 7. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) — сформирована.
  • 8. Особенности обучения в школе. При условии коррекционнокомпенсаторного обучения глухие дети за двенадцать лет овладевают программой восьмилетней школы и получают профессиональную подготовку. Поскольку уровень развития слабослышащих детей зависит от времени снижения слуха и условий воспитания, то в школах для слабослышащих существует два отделения. В первое принимаются дети, владеющие развернутой речью с легкими нарушениями грамматики, специфическими ошибками письма и неточным произношением, а во второе — с глубокими нарушениями речи. За двенадцать лет дети из первого отделения получают общее среднее образование, а дети из второго — неполное среднее и профессиональную подготовку. Дети со сниженным слухом, но сформированной речью при условии индивидуального подхода могут обучаться в массовой школе.

Вывод: при условии специального и своевременного обучения дети с нарушениями слуха могут быть успешно интегрированы в общество как его полноценные члены.

Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) могут воспитываться и обучаться в: специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей; детских садах комбинированного вида; дошкольных группах и отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей; образовательных учреждениях компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста «Начальная школа — детский сад» и «Школа — детский сад». Обучение детей чтению и письму печатными буквами начинается с двухлетнего возраста. В структуре образовательных учреждений компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут также быть группы и для детей преддошкольного и дошкольного возраста, или только начальные классы, или все классы, с первого по десятый-двенад- цатый школы для слабослышащих или глухих детей. Соответственно, в данных учреждениях реализуются две образовательные программы:

Читайте также:  При сморкании болит ухо

1) дошкольного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей и 2) школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

Дети школьного возраста с частичным нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие дети) обучаются в специальных школах II вида, уровень образования в которых отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Основу педагогического процесса в школах II вида составляет коррекционноразвивающий принцип обучения, имеющий особую содержательную и методическую направленность.

В условиях массовой школы слабослышащему ребенку должна быть предоставлена помощь специалиста-сурдопедагога.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний и решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Условная граница между тугоухостью и глухотой составляет 85 дБ.

Педагогическая классификация Р. М. Боскис (50-е гг. XX в.)

  • 1) степень поражения;
  • 2) уровень развития речи при данной степени поражения;
  • 3) время возникновения нарушения.

На основе данных критериев выделяют группы:

  • 1) глухие без речи (ранооглохшие);
  • 2) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
  • 3) слабослышащие с развитой речью;
  • 4) слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Источник: studme.org

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения не слышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

По исследованиям Т.В. Розановой, память не слышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития.

Специфические особенности воображения детей с недостатками или отсутствием слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Подчеркивая необходимость развития воображения глухих и слабослышащих детей, специалисты отмечают его важное влияние на процесс формирования личности в целом.

Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Исследования показали, что глухому школьнику нужно несколько больше времени для осмысления полученных знаний, чем его слышащему сверстнику.

Читайте также:  Болячка на мочке уха

Умственное развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, тактильной, чтения с губ.

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

Литература.

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Педагогика, 1973.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск, 1998.

4. Дети с отклонениями в развитии: Метод. пособие / Сост. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997.

5. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.

6. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М., 1991.

8. Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

9. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 3-10

10. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М., 2003.

11. Специальная психология: Хрестоматия. – СПб. 1999.

Источник: scienceforum.ru

Характеристика детей с нарушениями слуха

Дети с нарушениями слуха часто имеют эмоциональные и поведенческие расстройства, которые формируются как вторичные дефекты вследствие первичного дефекта и сенсорной и социальной депривации. Нарушения слуха, затрудняя ориентацию в окружающем мире, создают предпосылки к задержкам психического и речевого развития: чем раньше и тяжелее нарушен слух, тем более выражено будет отставание в развитии, еще более усугубляя трудности социальной адаптации.

У глухих детей существенно ограниченные возможности овладения речью оказывают негативное влияние на развитие эмоциональноволевой сферы и познавательных процессов, задерживают формирование характера. В подростковом возрасте часто возникают реакции, являющиеся результатом переживаний по поводу своего дефекта: ипохондрические жалобы, завышенная самооценка, инфантилизм, повышенная внушаемость или замкнутость, неуверенность, негативизм, ранимость. Позднооглохшие дети имеют преимущества в психическом развитии по сравнению с глухими. У слабослышащих отмечается отклонение от нормы развития психики, что в результате может привести к деформации личности.

4. Уровень развитие интеллекта. Группа детей с нарушениями слуха неоднородна: дети с нормальным интеллектом, дети с вторичной ЗПР, дети с УО. Сохранность интеллекта и уровень психического развития связаны со степенью тяжести слухового дефекта и временем начала коррекционной работы.

Невербальные функции интеллекта, как правило, развиваются в срок. Недоразвитие всех компонентов речи (словаря, звукопроизно- шения, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления. Конкретно-образное преобладает над словесно-логическим мышлением. Недостатки наглядного мышления преодолеваются в процессе овладения словарем. При условии своевременной коррекционной работы интеллектуальное развитие в дальнейшем приходит к состоянию нормы. У глухих детей компенсация основана на формировании словесной речи и речевого мышления (устную речь глухие дети воспринимают с помощью зрения (чтение с губ): под влиянием обучения их мышление становится подвижным, критичным и самостоятельным. Слабослышащие дети из-за неуспеваемости в массовой школе и недостатков речи могут быть ошибочно приняты за умственно отсталых или детей, с недостатками речи. Во избежание подобных ошибок необходимо тщательно исследовать слух у детей (учитывая, что о наличии слуховых нарушений, при исключении зрительного восприятия речи, свидетельствует восприятие шепота на расстоянии менее трех метров, а при нормальном слухе ребенок должен с расстояния шести или семи метров слышать и повторять сказанные слова и фразы).

  • 5. Уровень развития речи. Внимание. Основной проблемой при нарушениях слуха являются расстройства речи: 1) замедлен темп формирования речи; 2) выражено недоразвитие звуко-буквенного анализа, что приводит к нарушению фонетической стороны речи, 3) бедный словарный запас и ассоциативные связи; 4) слова долго не используются как средства общения. Чтение и письмо имеют большее значение по сравнению с устной речью для интеллектуального и психического развития. Внимание соответствует норме.
  • 6. Восприятие. Память. Затруднено формирование расчлененного и обобщенного восприятия. Память близка норме, но у глухих замедлено развитие словесной памяти.
  • 7. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) — сформирована.
  • 8. Особенности обучения в школе. При условии коррекционнокомпенсаторного обучения глухие дети за двенадцать лет овладевают программой восьмилетней школы и получают профессиональную подготовку. Поскольку уровень развития слабослышащих детей зависит от времени снижения слуха и условий воспитания, то в школах для слабослышащих существует два отделения. В первое принимаются дети, владеющие развернутой речью с легкими нарушениями грамматики, специфическими ошибками письма и неточным произношением, а во второе — с глубокими нарушениями речи. За двенадцать лет дети из первого отделения получают общее среднее образование, а дети из второго — неполное среднее и профессиональную подготовку. Дети со сниженным слухом, но сформированной речью при условии индивидуального подхода могут обучаться в массовой школе.
Читайте также:  Ухо болит — что делать и чем лечить

Вывод: при условии специального и своевременного обучения дети с нарушениями слуха могут быть успешно интегрированы в общество как его полноценные члены.

Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) могут воспитываться и обучаться в: специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей; детских садах комбинированного вида; дошкольных группах и отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей; образовательных учреждениях компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста «Начальная школа — детский сад» и «Школа — детский сад». Обучение детей чтению и письму печатными буквами начинается с двухлетнего возраста. В структуре образовательных учреждений компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут также быть группы и для детей преддошкольного и дошкольного возраста, или только начальные классы, или все классы, с первого по десятый-двенад- цатый школы для слабослышащих или глухих детей. Соответственно, в данных учреждениях реализуются две образовательные программы:

1) дошкольного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей и 2) школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

Дети школьного возраста с частичным нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие дети) обучаются в специальных школах II вида, уровень образования в которых отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Основу педагогического процесса в школах II вида составляет коррекционноразвивающий принцип обучения, имеющий особую содержательную и методическую направленность.

В условиях массовой школы слабослышащему ребенку должна быть предоставлена помощь специалиста-сурдопедагога.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний и решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Условная граница между тугоухостью и глухотой составляет 85 дБ.

Педагогическая классификация Р. М. Боскис (50-е гг. XX в.)

  • 1) степень поражения;
  • 2) уровень развития речи при данной степени поражения;
  • 3) время возникновения нарушения.

На основе данных критериев выделяют группы:

  • 1) глухие без речи (ранооглохшие);
  • 2) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
  • 3) слабослышащие с развитой речью;
  • 4) слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Источник: studme.org