Причины нарушения слуха у детей

Нарушения слуха у детей, причины, диагностика, лечение

Нарушение слуховой функции у детей или тугоухость является серьезной проблемой в детской практике, так как понижение слуха влияет на развитие ребенка, его навыков, речевой функции и его социализацию, а, следовательно, накладывает огромный негативный отпечаток на весь жизненный путь. И от грамотных и своевременных действий взрослых, окружающих ребенка (родителей, учителей, врачей), зависит, каким он будет.

Слух является вторым по значению, после зрения, органом чувств, с помощью которого человек адаптируется в окружающей среде. Многочисленные наблюдения за глухими людьми, независимо от формы глухоты и сроков утраты слуха, дают возможность понять, насколько беден мир у лиц, страдающих тугоухостью. И чем раньше ребенок теряет слух, тем сильнее негативное влияние этого недуга на жизнь ребенка и в последующем, подростка и взрослого человека. Таким образом, становится очевидным вопрос правильной и своевременной диагностики начальных проявлений снижения слуха именно в детской практике.

Тугоухость у детей – это заболевание, при котором нарушается восприятие звуков и их проведение по путям слухового анализатора. В 80% нарушения слуха у детей наблюдаются у детей первых 3х лет жизни, что существенно влияет на уровень общего развития, речевую функцию и интеллект. Лишь 0,3% от общего количества детей с нарушением слуха имеют врожденную тугоухость, которая лечится оперативным путем на 1м году жизни ребенка. Для успешной реабилитации детей с нарушениями слуха необходимо как можно раньше диагностировать любое его нарушение и начать лечение ребенка.

В зависимости от причины различают врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации поражения слухового анализатора различают кондуктивную (поражение отделов звукопроведения), сенсоневральную (поражение внутреннего уха и рецепторов звуковосприятия) и смешанную формы тугоухости. В структуре поражения слухового анализатора у детей 91% занимает сенсоневральная тугоухость, 7% кондуктивнаю и 2% смешанная тугоухость.

По степени поражения различаю 4 степени выраженности и полную глухоту, что определяется при выполнении пороговой тональной аудиометрии.

По времени возникновения тугоухости различают прелингвальную (наступившую до развития речевой функции) и постлингвальную (возникшую после развития речевой функции).

Причины возникновения тугоухости различны в случае врожденной и приобретенной потери слуха. При врожденной тугоухости огромное значение имеет здоровье матери и течение беременности. Причины возникновения приобретенной тугоухости разнообразны – различные инфекционные заболевания (корь, дифтерия, скарлатина и т.д.,

  • воспалительные заболевания ЛОР-органов (отиты, аденоидит, тонзиллит)
  • серные пробки
  • травмы органа слуха
  • инородные тела наружных слуховых проходов
  • лекарственная интоксикация ототоксичными препаратами
  • вакцинация и т.д.

Клиническая картина тугоухости зависит от причин ее развития, степени потери слуха, сроков ее возникновения. Родителей должно настораживать, что ребенок перестал реагировать на разговор с ним, часто переспрашивать, смотреть телевизор с увеличением громкости, говорить громче, чем раньше, «читать с губ». При длительном течении тугоухости затрудняется речевая функция, ограничивается словарный запас, страдает структура слова и т.д. При развитии тугоухости при лекарственной интоксикации возникает шум в ушах, периодически признаки дезориентации в пространстве, приступы головокружения.

Диагностика тугоухости заключается в тщательном сборе анамнеза, проведении камертональных проб, тимпанометрии, тональной пороговой аудиометрии. У детей младшего возраста необходимо проведение отоакустической эмиссии, регистрации вызванных слуховых потенциалов, электрокохлеографии. После тщательной диагностики лечение проводится врачами-оториноларингологами (при кондуктивной тугоухости), сурдологами и отоневрологами (при сенсоневральной тугоухости).

Методы лечения детей с нарушениями слуха разделяют на медикаментозные и физиотерапевтические и зависят от причины и формы тугоухости.

При наличии инородных тел, серных пробок проводят их удаление, при травмах проводится хирургическое лечение в условиях стационара. При всех формах сенсоневральной тугоухости показано лечение в условиях стационара совместно с неврологами и сурдологами.

В амбулаторной практике чаще встречаются нарушения слуха по типу кондуктивного поражения на фоне острого респираторного заболевания, когда вследствие отека слизистой оболочки полости носа происходит блокировка устий слуховых труб и возникает картина тубоотита. Из всех поражений слухового анализатора по типу звукопроведения это часто встречающаяся патология, имеющая наиболее благоприятное течение и исход. Основной причиной является хронический аденоидит, при котором происходит разрастание аденоидной ткани в носоглотке и закрытие устий слуховых труб. При такой патологии проводится симптоматическая терапия, местная противоотечная медикаментозная терапия, сочетающаяся с физиотерапевтическим воздействием. Такая тактика лечения позволяет в максимально короткие сроки улучшить слух у ребенка и ведет к полному его восстановлению при условии своевременной диагностики.

Читайте также:  Болит внутри уха и отдает в челюсть

Поэтому, если Вы заметили у ребенка начальные признаки нарушения слуха, не откладывайте визит к врачу. Срочно проконсультируйтесь у врача-оториноларинголога, пройдите диагностику и начните лечение. Помните, что чем раньше поставлен правильный диагноз и начато лечение, тем благоприятнее прогноз!

В ЛОР-КЛИНИКЕ в Чертаново Вашему ребенку проведут эндоскопическое обследование, сделают тимпанометрию, проведут камертональное и аудиологическое обследование. Врач индивидуально подберет рациональную схему лечения и назначит необходимые физиотерапевтические виды лечения.

Своевременное обращение к врачу поможет сохранить Ваше здоровье.
Не откладывайте лечение, звоните прямо сейчас.

Источник: lorlen.ru

Дети с нарушением слуха – образование и реабилитация

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Врожденная или приобретенная глухота у детей приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать.

Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи.

Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.

Так как глухота не является видимым расстройством, определить ее можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга – новейшей технологии широко применяемой на Западе. Без скрининга распознать, насколько плохо ребенок слышит, можно только когда ему исполнится 2-3 года.

В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка. Если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарата, то велика вероятность того, что речевой аппарат у ребенка разовьется нормально. Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

Характеристика детей с нарушением слуха

Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти. Так как поведенческие и личностные особенности детей с нарушением слуха не являются биологически обусловленными, то при создании надлежащих условий в наибольшей степени их можно откорректировать.

Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха.

По статистике потеря слуха у детей сопровождается:

  • В 80% случаев задержкой развития моторики;
  • В 62% случаев дисгармоничным физическим развитием;
  • В 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата;
  • В 70% случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.
Читайте также:  Шум в ушах ночью

Основными характеристиками детей с нарушением слуха дошкольного возраста являются:

  • Отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
  • Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • Трудность в переключении внимания;
  • Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
  • Чувствительность к смене климатических условий.

У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности.

Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

Образование детей с нарушением слуха

Слабослышащие и полностью глухие дети отстают от своих слышащих сверстников в развитии на несколько лет. Для преодоления нарушений развития необходимо целостное и социальное по своей природе воздействие на личность, поэтому обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специально организованных образовательно-воспитательных учреждениях.

В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие детям преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления личности, откорректировать или заново воссоздать наиболее важные психические свойства. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

В школах для слабослышащих детей учат чтению с губ, педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, а применяемая система обучения языку позволяет овладеть разными видами и формами речевой деятельности.

Особую роль в процессе образования детей с нарушением слуха играют наглядно-действенные средства и приемы (пантомима, драматизация и инсценировка), потому как они помогают сформировать представления и понятия сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом. Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или вообще не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к году не произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.

Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет своевременно его откорректировать при помощи слухового аппарат, что увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального образа жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:


Источник: www.neboleem.net

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у детей

Различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость.

Врожденная тугоухость, как правило, развивается в следующих случаях:

  • Неблагоприятное течение беременности. Если Ваша беременность протекала плохо, с сильным токсикозом, с постоянной угрозой выкидыша и преждевременных родов, либо у матери и плода был резус- конфликт, то Вам обязательно стоит проверить слух Вашего ребенка после его рождения. Так же причиной для врожденной тугоухости может быть прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Патологические роды. Все патологии, которые приводят к прекращению поступления кислорода к плоду преждевременные, затяжные или стремительные роды, частичная отслойка плаценты, кесарево сечение и т.д.) и внутричерепная травма плода могут являться причинами нарушения детского слуха.
Читайте также:  Ночью заболело ухо у ребенка что делать

Наследственной тугоухости подвержены те новорожденные, чьи родители страдают от нарушения слуха. При заболевании одного из родителей возможность рождения ребенка с нарушением слуха составляет 50%. Зачастую наследственная тугоухость проявляется совместно с другими патологиями:

  • Заболевание глаз;
  • Заболевание почек;
  • Аномалии наружного уха;
  • Поражения кожных покровов;
  • Патологии эндокринной и нервной систем;
  • Заболевания костно-мышечной системы.

К причинам возникновения приобретенных нарушений детского слуха относят следующие:

  • Скопление ушной серы или другой грязи. Это самая безобидная из причин нарушения детского слуха. В данном случае Вам может помочь обычный врач, который удалит серу или другую грязь, после чего, в большинстве случаев, слух ребенка полностью восстанавливается. Но ни в коем случае не пробуйте удалить ушную серу самостоятельно. Это может привести к серьезному нарушению слуха Вашего ребенка.
  • Отит среднего уха. Воспаление среднего уха встречается у детей очень часто. При острых случаях отита без начала своевременного лечения барабанная перепонка может повредиться, что приведет к серьезным проблемам со слухом.
  • Акустическая шумовая травма. Возникает в результате продолжительного воздействия громкого шума, либо кратковременного внезапного громкого звука как, например, фейерверк или выстрел.
  • Инфекция. Острые инфекционные заболевания, такие как корь, свинка, коклюш или менингит могут послужить причиной нарушения детского слуха.

Уже на 20-й неделе беременности зародыш имеет рудиментарный слух, который начинает развиваться, вплоть до рождения ребенка. Именно с этого момента зародыш может слышать звуки, которые поступают извне.

Первые симптомы нарушения слуха, как правило, замечают сами родители. Мы приводим некоторые из них, но стоит помнить, что у всех детей разные темпы развития и данные особенности поведения не обязательно говорят о том, что ребенок плохо слышит. С другой стороны они могут быть связаны с тем, что Ваш ребенок не воспринимает все окружающие его акустические импульсы.

Выделяют следующие симптомы нарушения детского слуха:

  • Ребенок не реагирует на внезапные или громкие звуки и не может определить их источник. Как правило, уже в 5-6 месяцев ребенок начинает определять, откуда идет звук.
  • Ребенок нуждается в высоком уровне громкости повседневных звуков. Он сидит близко к телевизору, не реагирует на Ваш голос, если Вы говорите чуть тише или сам в разговоре с Вами говорит очень громко.
  • Ребенок постоянно трогает свое уши. Это может являться признаком инфекции или чрезмерного давления в ухе.
  • Примерно в 6-8 месяцев ребенок прекращает лепетать и начинает издавать более высокочастотные крики.
  • В 6 месяцев ребенок не реагирует, когда Вы называете его по имени.
  • В течении первых двух лет ребенок не начинает произносить отдельные слова и фразы.
  • Примерно в год ребенок уже должен реагировать на простые просьбы типа «дай мне игрушку».
  • Ребенок замыкается в себе, ведет себя агрессивно.

Для уточнения нарушения слуха у ребенка необходимо провести аудиологическое обследование. Аудиологическое обследование включает в себя объективные и субъективные методы оценки слуха. В детской аудиологии большое значение играют объективные методы исследования, которые не требуют взаимодействия врача и ребенка.

Как помочь ребенку снова начать слышать

Важно понимать, что чем раньше вы обнаружите тугоухость и начнете процесс реабилитации, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему миру и тем меньших последствий можно ожидать в будущем. Однако не все типы нарушения слуха можно вылечить лекарством или операцией. В большинстве случаев единственное, что действительно может помочь Вашему ребенку, это своевременное цифровое слухопротезирование.

Источник: onsmeta.ru