Как развивается слух у ребенка?

Развитие музыкального слуха у ребенка
статья на тему

Возможно ли развить и воспитать музыкальный слух ? Да и как узнать, есть ли он вообще, ведь это во многом определяет – будут ли успешными занятия музыкой. Можно ли заниматься музыкой в раннем возрасте? Или лучше начать заниматься в более взрослом возрасте? Я всегда придерживаюсь определения — если тебе интересно, вызывает у тебя радость и любые другие положительные эмоции — занимайся этим!

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_muzykalnogo_sluha_u_rebenka.docx 12.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха у ребенка.

Возможно ли развить и воспитать музыкальный слух ? Да и как узнать, есть ли он вообще, ведь это во многом определяет – будут ли успешными занятия музыкой. Можно ли заниматься музыкой во взрослом возрасте? Такого рода вопросы мне часто приходится слышать и от интересующихся успехами своего чада родителей, и от простых любителей музыки, которые еще мечтают углубить свои познания. Я всегда придерживаюсь определения — если тебе интересно, вызывает у тебя радость и любые другие положительные эмоции — занимайся этим!
Тогда возникают другие вопросы. Например, возможно ли развитие музыкального слуха или это чисто врожденное качество? Если говорить о качестве воспитания музыкального слуха то, чем раньше вы начнете работать над развитием музыкальных способностей, тем лучше будут результаты! Достаточно вспомнить примеры из истории -в силу другой организации образования, почти все известные гениальные композиторы и музыканты начинали обучение с ранних лет. Так, например, Моцарт уже в 3 года подбирал на инструменте консонирующие интервалы (в государственных музыкальных школах это программа 2-3 класса). А в 4 года, Моцарт сам, незаметно от своего отца-музыканта, написал концерт для клавесина! В государственных школах обучение происходит с 6-7 летнего возраста, в котором уже весь уже ранее заложенный и накопленный опыт в ребенке только проявляется. К 6-7 годам ребенок практически сформировался как личность, которая жаждет творить, а его именно в это время запирают в рамки школы с ее правилами и догмами. Мало того, обычно дети в школах и гимназиях чувствуют себя так загружено,что на серьезное развитие музыкой у них просто не хватает сил и времени.

Обратившись к познаниям детской психологии, выясняем, что действительно у малышей особенно повышена чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и к музыке. К наиболее чувствительным периодам относится возраст от 1,5 до 3 лет! И самое главное в этом возрасте пробудить в ребенке интерес к предмету. Ведь малыш постигает окружающий мир с помощью органов чувств . Общее умственное развитие ребенка тесно связано с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из ведущих мест. Наиболее раннее знакомство с восприятием звуковой гаммы ощущений у ребенка начинается еще в утробе матери. Поэтому, все, что слушает мать, все, чем она живет в период беременности — слушает и воспринимает ребенок! Некоторые мамы -музыканты даже рассказывают, как в последние месяцы беременности по толчкам в животе можно предположить какие эмоции вызывает определенная звучащая в тот момент музыка. С первых дней ребенок старается имитировать звуки речи матери, интонации ее голоса. К трем годам у детей формируется своя картина мира, психологи называют это период «кризис 3 летнего возраста». Ребенок осознает, что он существует и он особенный, ведь у него появляется чувство собственного «Я».

Ребенок часто переживает в этом возрасте, что быть самим собой не получается, этому мешают запреты старших. Это именно тот период у ребенка, когда он пытается перестроиться как личность под модель поведения, диктуемую им взрослыми, но сам в этот момент часто заявляет вам «Не хочу! Не буду!» В этот период дети уже умеют общаться со сверстниками, стремятся к самостоятельности и с удовольствием делают свой выбор. К 4-м годам дети умеют делать почти все то же, что и взрослые. В этот момент лучше всего работать с руками , что развивает правое и левое полушарие. Поэтому лучше когда под руками есть по средства, помогающие развиваться. До 5 лет сенсорное развитие особо чувствительно. Дети реагируют сначала зрительно на цвет, форму, размеры, а потом на осязание (вкусы,запахи).

Раннее музыкальное развитие связано с формированием сенсорных способностей — умением ассоциативно различать высоту звука (высокий или низкий), тембр звука (звучание определенной окраски голоса или инструмента), динамику(громко или тихо),темп(быстро или медленно) .Затем в будущем эти сложившиеся представления будут формировать музыкальное мышление и музыкальную память.

В детском возрасте дети с удовольствием угадывают настроение и характер музыки, при этом им легче это выразить в рисунке или движении. Поэтому, музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушанья музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, развивается художественное мышление и ребенок творчески развивается.
Я занимаюсь развитием музыкального слуха у детей около 10 лет. За это время у меня накопился определенный опыт работы с детьми. Ко мне попадали дети с разными способностями и мне самой было интересно, насколько можно развить слух у каждого из них. Дело в том, что существуют разные уровни развития музыкального слуха.
Редко встречаются люди, у которых от рождения дан абсолютный слух, то есть это врожденный музыкальный слух, позволяющий определить точное музыкальное звучание нот на любом инструменте. Обычно таким слухом владеют продвинутые музыканты с рождения или он воспитывается в процессе долгого труда со временем (это более частое явление), тогда этот слух называется «приобретенным абсолютным». То есть таким музыкантам практически не нужен ни камертон (на котором звучит нота «ля» по ней идет настройка), ни инструмент для того, чтобы воспроизвести любую ноту звукоряда. Но это «высший пилотаж», который тем не менее достигается многими в музыкальном училище или консерватории.

Интересный пример из истории из биографии Вольфганга Амадея Моцарта, когда он присутствовал на концерте итальянского композитора Аллегри, где исполнялось его произведение «Мизерере» в Сикстинской капелле. Ноты этого произведения находились достоянием капеллы и никто посторонний не имел к ним доступа. После одного концертоного прослушивания Моцарт смог сам по памяти записать в точности это произведение!
Воспитание слуха в простой музыкальной школе у детей сводится к умению точно воспроизвести несложную мелодию, спеть с дирижированием, записать нотами, уметь ее сыграть на инструменте и подобрать аккомпанемент. Ребенок должен определять на слух все изученные интервалы, аккорды, виды гамм, все то, чему учит теория музыки.

Проще говоря, дети должны уметь подобрать по слуху любую услышанную песню по радио или телевидению или даже сочинить свою. Недаром говорят, чтобы понять как музыка пишется — попробуй сочинить свою.
Как определить стоит ли ребенку заниматься музыкой или нет? В принципе, если ребенок без проблем чисто поет, попадая в ноты — есть возможность достигнуть высшего уровня развития, опять же при упорной работе!

Бывают случаи, когда ребенок просто не в состоянии спеть мелодию по каким -либо причинам, но при развитии у него все же есть шанс развития внутреннего слуха — то есть он еще может сыграть эту мелодию. Для этого, конечно нужны определенные навыки игры на инструменте, чему тоже можно научиться практически любому человеку. У вас всегда есть шанс попробовать себя. Поэтому я всегда призываю родителей пораньше покупать инструмент для ребенка, если у него есть желание на нем играть! Можно начать с небольшого игрушечного электрического пианино или ксилофона .Можно самим смастерить самые простые маракасы, вообще можно играть на всем, что звучит! Нота за нотой, если ребенок учится ее петь или играть — это уже способствует развитию слуха!

И наконец, для самых маленьких детей очень важно направить их в нужное русло, заинтересовать хорошей музыкой, понять, что нравится ему. Музыка бывает разной, мое мнение таково, что можно в любом стиле найти настоящие шедевры!

Конечно, классика вне конкуренции, недаром она всех прельщает своей гармоничностью и глубиной не одно столетие. Лучше выбирать песни с добрыми сюжетами, ведь они формируют мировоззрение вашего ребенка. Для этого очень важно с детства приучить ребенка к звучанию музыке в доме, ходить с ним на концерты для детей, музыкальные представления и спектакли, смотреть интересные музыкальные передачи и мультфильмы в которых опять же звучит хорошая музыка. Дети очень любят когда им поют колыбельные песни или когда с ними просто распевают песенки. В крайнем случае, можно воспользоваться простой аудиозаписью — приучить ребенка слышать музыку, когда он делает зарядку или ложится спать. Главное, чтобы музыка подходила по настроению и ситуации. И вскоре вы увидите, как горят глаза у вашего малыша, когда он смотрит концерты своих сверстников и заявляет вам «Я тоже хочу так играть и петь!» В общем, всячески поощряйте проявление у него тяги к музыке, развивайте эстетического вкус, но конечно важно не переусердствовать в этом.

Источник: nsportal.ru

Особенности слухопротезирования у детей. Слуховые аппараты для детей

Роль слуха в развитии ребёнка

Огромное значение в общем развитии подрастающего поколения отводится слуху. Слух помогает детям определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. Органы слуха очень важны, так как занимают немаловажное место в развитии ребенка, определении индивидуальных характерных черт личности.

В недалёком прошлом, из-за отсутствия точной диагностики слуха у детей, довольно часто глухие дети, которые не могли правильно сформировать свою речь, производили впечатление отстающих в умственном развитии. Были случаи, когда здоровый ребенок, но с нарушениями слуха причислялся к умственно отсталым и направлялся в специализированные учреждения. На сегодняшний день новейшие технологии позволяют поставить точный диагноз.

Слабослышащие люди имеют нормальное умственное развитие. Но если глухота врожденная, то это может стать губительным фактором в общем развитии ребенка. Довольно часто мать ребенка труднее свыкается с мыслью о глухоте своего ребенка, чем он сам. Именно поэтому необходимо оказывать моральную поддержку слабослышащим и глухим детям, помогать им преодолевать этот барьер, а также акцентировать их внимание на информации о дальнейшем нормальном развитии.

Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха у ребёнка?

Очень важно в самые ранние сроки ставить диагноз глухоты у новорожденных, чтобы назначить лечение и подобрать слуховой аппарат, чтобы обеспечить своему ребенку нормально существование и развитие. Если по родственной линии были случаи врожденной глухоты, то необходимо как можно раньше провести исследования новорожденного. Благодаря новейшим разработкам и открытиям это стало доступным.

На сегодняшний день достаточно часто проводят скрининг в родильных домах среди новорожденных детей, чтобы определить уровень слуха и выявить нарушения на ранних стадиях. Проводимые мониторинги показывают, при своевременном назначении лечения и выборе слухового аппарата для глухого ребенка в возрасте до полугода, его развитие не будет отличаться от развития речи здорового ребенка.

Причины нарушения слуха у детей

Практически в четырех случаях из тысячи новорожденных детей наблюдается нарушения слуха. Есть огромное количество разнообразных факторов появления глухоты у детей, которая также может возникнуть вследствие родовой травмы. Также глухота может быть наследственной. Снижение уровня слуха может возникнуть в дошкольном возрасте.

Одним из факторов понижения слуха может послужить перенесение отита — воспалительной реакции в среднем ухе. Также причиной нарушения слуха можно назвать сильный шум, постоянно действующий на органы слуха. Практически пятьдесят процентов всех детей переносят в раннем возрасте отиты, при котором нередко скапливается экссудат внутри полости уха. Это приводит к нарушению слуха.

Необходимо знать, что дети, которые часто болеют воспалениями органов слуха — подвержены глухоте. Если в начальных классах у ребенка пониженный уровень слуха, то ребенок может поменять свое поведение и способность к овладению грамоте.

Этапы развития слуха ребёнка

Достаточно сложно установить понятие хорошего слуха у детей. Это зависит от индивидуального общего развития ребенка. Исходя из этого, можно привести только общие положения о развитии и формировании слуха у детей.

  • Первый этап — предродовая стимуляция. Еще в зародыше на сроке 20 недель появляется слух, который в дальнейшем начинает сформировываться окончательно. Ребенок еще в зародыше способен улавливать внешние звуковые волны. При этом звуки низкой частоты определяются гораздо лучше, чем звуки высоких частот.
  • Второй этап — локализация звуков. Это выражается в реакции на резкие звуки. Этот период до четырех месяцев.
  • Третий этап — Дети сами начинают произносить некоторые звуки, распознает отдельные голоса человеческой речи. Этот период в сроки от трех до полугода.
  • Четвертый этап — от полугода до года. Дети уже могут сами произносить некоторые несложные слова. Также понимают значения некоторых отдельных слов. Понимает смысл отдельных простых фраз.
  • Пятый этап — от года до полутора лет. Дети потихоньку начинают разговаривать. Произносить около 25 слов и понимать в два раза больше.
  • Шестой этап — возраст 2 года. Ребенок может самостоятельно выстраивать несложные предложения, его лексика может составлять около 250- 400 слов. В этом возрасте детям читают книги, они уже могут вслух произносить названия отдельных вещей и предметов.
  • И заключительный этап формирования слуха — от трех до четырех лет. Для высказывания своих мыслей и просьб ребенок уже может самостоятельно разговаривать, правильно подбирать слова, делать шире свой лексический словарь.

Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?

Для создания нормальных условий развития и формирования личности ребенка, который с рождения имеет слабый слух, необходимо правильно подобрать необходимый тип слухового аппарата. Слуховой аппарат должен подходить по размеру и соответствовать форме ушной раковины. Так ребенок растет и меняет свои анатомические формы ушей, то к слуховым аппаратам выдвигаются особые требования.

Грудным детям советуют приобретать заушные слуховые аппараты, из-за их легкости и прочности. Также они не препятствуют чистке ушной раковины и слухового прохода. Необходимо постоянное обновление формы и размера ушных вкладышей с ростом ребенка. Слуховые аппараты можно приобрести различных цветов, поэтому есть возможность выбора для детей. Дети более старшего возраста чаще выбирают незаметные для других слуховые аппараты, из-за некоторых подростковых комплексов.

Источник: www.vrach-lor.ru

Как развить фонематический слух у ребенка

Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.

Как звучит слово

Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.

В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

Проводить эти занятия можно таким образом.

1. Взрослый говорит:

— Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послышится «ку-ку».

Затем взрослый продолжает:

— Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.

2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).

— Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.

— А это кто? (на картинке нарисован медведь).

— Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.

— Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.

— Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…

4. — А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

— Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…

6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?

— Хорошо звучит: зайка-побегайка.

Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!

8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!

9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?

— Хорошо, продолжаем: мак…

Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие — мало звуков в слове, длинные – звуков много).

С ребенком можно провести такие занятия.

1. – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?

2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…

Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.

3. – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.

4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…

Затем взрослый меняется ролями с ребенком.

5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.

— Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?

— Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?

— Рак, лак, мак, бак, так, как …

— Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.

— Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

— Все правильно. А к слову стол?

— Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

— А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?

— Цыпленок, жеребенок, козленок…

Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:

1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:

— Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.

— Назови слова, похожие по звучанию.

Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?

К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, — пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).

— Какие слова звучат так же, как слово галка?

— Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.

— Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?

2. Осознание слоговой стороны слова:

— Произнеси слово галка по частям.

— Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.

— Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?

— Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?

— Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

— А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»

Напоследок литературная игра: — Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».

Источник: azbyka.ru